Попытка осмысления творчества
великого русского и одновременно еврейского художника
Леонида Яковлевича Грольмана.

Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку
     Прежде цветных пятен и предметов непонятного назначения я покрывал тонким пером и тушью сотни листов бумаги, чтобы перестать видеть и ощущать границы между мирами. Черное по белому, как в книгах. Отсутствие цвета делало открытые мной пространства более свободными, непостоянными, многозначными. И хотя мое собственное пространство находилось за шкафом и было не более кабины автомобиля, я чувствовал себя как за штурвалом универсолета.
Остатки путешествия – графические листы, всего лишь бумага.
     Появление красок на картонах, холстах – это уже долгие остановки, сосредоточение на увиденном, услышанном. Приходилось все чаще покидать кабину, сосредотачиваться на единичном и долго вглядываться, даже если это единичное – всего лишь пустота. И почти на всех картинах, почти знаком, почти тенью фигурка путника, свидетеля снов. Мои картины – остатки снов.
     Дерево весьма податливый материал для создания вещей и предметов, удобный для постепенных раздумий, исправлений поворотов, приятный в касании, звуке. Из дерева хорошо строить мысли, ограждать их от ветра, прикрывать какой-нибудь дверкой.
Оно и полнота и пустота и ветви, и плоскость, и небо, и глубина. Даже скрыв его под лаком и краской, можно услышать голос дерева. Мое дерево, от простого детского кубика до лабиринта, то молчит, не желая открывать тайну формы, то зазывает в странную глубину через приоткрытые дверки настенных театриков, то зовет в далекое путешествие звоном деревянного колокольчика на палубе немыслимого корабля, то превращается в бессмыслицу, которую невозможно понять, но хочется держать в руках, гладить, прижимать к щеке.
     Когда я работал над первым своим театриком со множеством дверок-картин, они провели меня к самой последней дверке, и я долго не мог найти ту драгоценность, которая достойна открытия, откровения удивления. Отметалось все предметное, включая слитки золота, алмазы, локоны принцесс, зуб фараона и кольцо царя Давида. Я искал нечто неуловимое, возможно, близкое к тому мгновению, которое некто небезызвестный хотел остановить весьма дорогой ценой, возможно, образ вечного блаженства или состояния, достигаемое медитацией, молитвой. Я хотел сделать то, что пытались сделать и до меня тысячи раз. Чтобы не тратить слов на объяснения, скажу только: за этой дверкой в одну точку сошлись все мои умения и мысли. Результат так прост. Не торопитесь...
Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку

Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку




Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку

       

Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку

 
Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



     Именно из-за этой дверки произошли остальные вещи. К дереву, которое я превратил в лабиринты дорожек, я добавил гравитацию и каплю металла идеальной формы. Постукивая, побежал по дорожкам шар. Появились движение и звук. Возникло то, что называется удивлением, интересом. Не надолго, но удалось остановить его величество Мгновение! Форма, цвет, звук, движение – все было в нем.
Это и показалось мне дороже «алмаза Раджи», это и живет за последней дверкой моего первого театра «Три зеркала».
     Второй театр называется «Театром смысла». В нем царство бессмыслицы архитектурных форм, лабиринт бессмысленного порядка, освещенного грохотом беспорядочно скатывающихся шаров, притягательная глубина пространств и подвалов. И, наконец, сам «ящик смысла», в который собираются, достигшие подвала шарики.
     Третий театр называется «Театр бытия». Человек может представить в уме, воображении любой отрезок времени: от собственной, например, жизни и до целых эпох. Я попытался поместить в маленький шкафчик бездну времени, почти от сотворения мира. Здесь путь шарика только угадывается по торопливым постукиваниям в скрытых от глаз дорожках – за несколько секунд пройдены все времена. Шариком, но не мной. Я строю эти секундные пути не один год.
     Не один год я выкладываю шаровую дорожку, оплетаю ее лабиринтом пространств, пытаюсь большое уместить в малом. А что, если без иллюзий. Пусть сделанное будет тем, что есть. В четвертом театре, кажется, никаких иллюзий. Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку Можно долго любоваться, завораживаясь просты скатыванием шарика сверху до самого низа, где он делает маленькую финальную петельку с характерным звуком, словно говоря любимое хармсовское окончание коротких историй:
« Вот, собственно, и все».

Автор.

Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку



Щёлкните мышкой, чтобы увидеть большую картинку







На главную страницу




Сайт управляется системой uCoz